ГРАФОЛОГИЯ
Знаете ли вы, что ваш почерк может кое-что рассказать о вашем характере? Изучение почерка называется графологией. В деловом мире услугами графологов не редко пользуются с целью проверки тех, кого предполагается взять на работу.
Нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может по меньшей степени передать
понятие о его чувствах и действиях.
Гете
Почерк заключает себе изображение человека, но в скрытом состоянии, как не проявленная, но уже экспонированная фотографическая пластинка-
остается найти проявитель.
Д. Зуев-Инсаров
В далеком пошлом графологию называли "хирограммато-мания", что в переводе с греческого означает "предсказание по рукописи" Возникла графология как искусство определять характер и темперамент человека по его письму. Ее родоначальником принято считать итальянского врача XII века профессора Болонского университета - Бальдо.
Но еще Аристотель высказывал предположение о том, что внешний вид письма соответствует душевным качествам писавшего.
Изучением почерка с начала XVIII века стали заниматься ряд представителей французского духовенства, в том числе епископ Будине кардинал Ренье, аббат Флаццрен, иезуит Мартен. Впервые термин "графология" вводится во второй половине XIX века аббатом Мишоном - в сочинениях которого, кстати, уже просматриваются не которые контуры методических рекомендаций.
Можно считать, что с начала восьмидесятых годов прошлой века начинается новый период развития графологии благодаря появлению труда немецкого физиолога Швидланда, в котором ученый подводит под нее анатомо-физиологический фундамент.
К сожалению, к графологии в нашем обществе принято относиться как к лженауке. Действительно, трудно спорить с утверждением, в том, что в ней нет строгости доказательств, удовлетворяющих академические инстанции, что она подвержена спекуляции и т. д. На основании одних и тех же данных пессимисты говорят о том, что графология в принципе не может быть наукой, а "оптимисты" утверждают, что как научная дисциплина графология находится все еще в стадии становления. Стоит обратить внимание на то, что графологические исследования, как правило, выполняют социальный заказ и теснейшим образом связаны с интересами людей, в том числе и весьма влиятельных. Графологи дают информацию, которая может быть использована при принятии решений, касающихся носителей почерка. Здесь легко ожидать спекуляций, камуфляжа, стремления к монополии на результаты экспертизы.
То обстоятельство, что графология - довольно доступное орудие в борьбе одних людей против других, является ключевым в объяснении многих запутанностей ее истории. Ее брали на вооружение специалисты по компрометации в общественном мнении, широко использовали и используют политические разведки. Двойные стандарты отношения к графологии характерны для тоталитарных режимов - ведь власть имущие, с одной стороны заинтересованы в информации о своих противниках, а с другой стороны - им трудно скрыть свой почерк, а значит, и информацию о своей личности.
Не каждая рукопись сможет бьть вполне пригодной для графологического исследования: следует избегать специально составленных служебных документов (докладов, заявлений и т.п.), стихов и переписанного текста, так как нужны большой опыт и многолетняя работа над подобными исследованиями, чтобы выделить из-под нарочито старательного почерка официальных бумаг или определенно расположенных строк стихов естественное, беглое и непринужденное письмо, являющееся лучшим материалом для подобной работы (наиболее пригоден почерк писем к родственникам, знакомым, почерк записей в карманной книжке), причем для исследования должно быть предоставлено не менее 20 строк. Также ценным материалом для графолога должны являться рукописи, исполненные в различные периоды жизни автора; в данном случае будут видны те изменения в почерке, которые произошли за этот срок.
Рекомендуется, чтобы предъявляемые для исследования автографы были исполнены одновременно как на бумаге без линеек, с достаточным пространством для заполнения, где направление строк не будет связано определенными рамками, так и на линованной бумаге с весьма ограниченным пространством для письма.
Письмо, исполненное карандашом, менее выразительно, чем исполненное ручкой.
Первые опыты рекомендуется производить над почерками близких, знакомых и тех людей, основные свойства характера которых известны исследователю: тем самым он сможет постоянно контролировать свои знания.
Если у различных лиц с одинаковыми, внешне ярко выраженными свойствами характера регулярно встречаются и определенные признаки в почерке, то таковые можно рассматривать как выражение известных характерологических свойств. Но прежде чем предполагаемое графологическое значение того или иного графического отклонения можно будет считать установленным признаком, его не только необходимо тщательно проверить практически, но и стремиться к тому, чтобы для найденного графологического признака найти также соответствующее объяснение и основание.
Кроме того, необходимо выяснить, каждому ли имеющему в своем почерке подобный признак соответствует и известное свойство характера и, наоборот, у всех ли лиц данное свойство характера оправдывается соответствующим признаком.
Также, исходя из положения, что сходство почерков обусловливает до известной степени сходство характера авторов, не будет лишним производить опыты и в данном направлении, выясняя, какие из признаков являются общими для исследуемых почерков. Подобные упражнения будут способствовать усвоению знаний и дадут понятие об основных графологических элементах и законах их характерологического сочетания.
Чем выше развитие человека, тем больше сторон души раскрывает его почерк. Слова превращаются в звуки, строки в мелодии и слышна музыка, подсказывающая содержание характера, темперамента.
Каждому темпераменту присущи свои жесты и движения - медленные и легкие, порывистые и живы, сдержанные и сухие, размашистые и широкие, присущи и свои особенности начертания букв и расположение их в словах, фразах, тексте.
У людей изысканных, элегантных по своей натуре, с достоинством, медленными жестами сказывается и на почерке - изысканном, изящном с красиво округленными буквами, ровными и аккуратно расположенными строчками.
У прямых, открытых натур почерк лишен выкрутасов, слова выписаны отрывистыми расходящимися линиями: буквы не замыкаются в себе, они как бы развернуты. Нет отдельно стоящих букв.
В письме жестоких, решительных людей буквы обычно бывают резкие, у мягких и добродушных - округленные.
Грубые и вульгарные люди пишут витиевато, украшая нелепыми завитушками заглавные буквы. Желание выделиться выражается в написании с длинными петлями простых букв "у, р, з, д".
Профессия человека также оказывает влияние на его почерк. У писателей и художников, музыкантов и артистов можно наблюдать рисунки на полях и между строк.
У поэтов имеются большие поля, у музыкантов буквы похожи на ноты.
Черты характера так же проявляются в почерке. Выдержка, терпение, усидчивость характеризуются ясным и разборчивым почерком, написание всего слова четкое и понятное. Неуравновешенность и импульсивность характера проявляется отсутствием графической выдержанности, то есть сжатостью-растянутостью слов, не постоянной величиной букв, изменчивой шириной полей, неразборчивостью слов и фраз.
Рассмотренные выше особенности почерка не дают полной картины личности человека. Чтобы получить полное представление о личности по ее почерку, необходимо рассмотреть отдельные составляющие ее письма. Почерк- это индивидуальное изображение алфавита и знаков препинания. Письмо имеет множество разновидностей. При рассмотрении почерка надо исходить из высоты и ширины букв, их соотношения между собой.
Нормальной высотой почерка считается 3 мм, а ширина отдельной буквы должна равняться ее высоте.
Высокий почерк - это тот, в котором средний уровень высоты букв более 3 мм.
Широкий почерк, - в котором средняя ширина букв более 3 мм.
Е.Солдатова
(Продолжение в следующем номере)