ПСИХОТРЕНИНГ
В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
Единоборства… что ассоциируется у вас с этим словом? Если вы никогда не занимались каким-либо видом борьбы, то это в вашем представлении, в лучшем случае - часы тренировок, проведённые в отработке приёмов на груше, в худшем - нечто провозглашающее закон силы, как в низкопробных американских боевиках.
Действительно трудно переоценить значение физической подготовки в восточных единоборствах, но особенно важное место занимает подготовка психологическая и духовная. В настоящее время очень часто тренера обучающие различным видам единоборств ограничиваются техникой и общей физической подготовкой, забывая, что только развитие духа и сознания человека может привести его к определённым успехам. Если обратиться к мудрости великих мастеров боевых искусств, то все они говорят о первостепенной важности совершенствования человека именно в психологическом и духовном направлениях. Гитин Фунакоши - основатель стиля Шотокан утверждал, что "основной целью карате является не победа или поражение, а совершенствование характеров занимающихся", а Джуну Ри, 10 дан Таэквондо принадлежат такие слова: "Духовное начало - это фундамент в боевых искусствах Востока".
Важность психологического аспекта заключается, по-моему, в основном принципе единоборств - взаимосвязи концентрации и расслабления, если вы усвоили этот принцип, вы усвоили основу. Основу всех приёмов, потому что непосредственно перед приёмом спортсмен расслаблен, затем - мгновенная концентрация - наивысшее напряжение физических и духовных сил, и снова - расслабление для перехода к следующему приёму. Дисгармония в развитии физического и психологического начал препятствуют развитию мастерства в целом. Известно, что во время спарринга не надо думать о приёме или применяемой технике, а, отбросив все мысли, надо реагировать на действия противника и делать то, что надо в данный момент. Методов психотренинга в единоборствах очень много и подробно с ними можно ознакомиться в книгах Х. Нишияма, М. Накаяма, Р. Брауна и
многих других мастеров. Возможно, кто-то возразит мне, что всё это не больше, чем теория, а на тренировке занимаются "практикой". В ответ могу описать обычную тренировку и её значение для сознания занимающихся.Своеобразный психотренинг начинается ещё в раздевалке, когда спортсмен облачается в кимоно и уже мысленно настраивается, что следующие 2 (4) часа он посвятит карате, дзюдо или другому виду единоборств. При входе в зал (додзи) занимающийся должен поклониться тому месту, где он будет тренироваться и получать знания. Занятие начинается также с поклона основателю стиля (Фунакоши ни рэй), тренеру (сэнсей ни рэй) и друг другу (атэгани рэй). Затем медитация (макуссо) - ученики садятся в определённую позицию (сидза), закрывают глаза и расслабляются. Все эти
действия направлены на соответствующий настрой на тренировку, ведь в противном случае человек занимается с лишними мыслями о своих проблемах - на работе, в университете, дома, в школе и т.д. Внимание в данном случае рассредоточено, занимающийся рассеян, невнимателен (думаю не стоит говорить о значении внимания в процессе обучения) и результата от тренировки не будет никакого. Поклон же - это выражение уважения и соответствующего отношения к залу, тренеру и партнёрам. Другими словами тренирующийся не только никогда не будет портить инвентарь или, например, рисовать на стенах зала, но и позаботится о чистоте помещения, где занимается. Люди, занимающиеся восточными единоборствами, обычно представляют собой довольно сплочённую команду, несмотря на то, что во время занятий они отрабатывают приёмы друг на друге.И никто из них не пойдёт на улицу и, конечно, не будет применять полученные знания против невинного человека. Так гласит девиз английской Toyakway Karate association: "Я обязуюсь… никогда не использовать приёмы, которые я изучил, против человека, кроме самообороны, защиты семьи или друзей, в случае особой опасности или нападения, или в случае поддержки закона и порядка".
Наталья Кавказская