ПСИХОТРЕНИНГ

В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

 

 

Единоборства… что ассоциируется у вас с этим словом? Если вы никогда не занимались каким-либо видом борьбы, то это в вашем представлении, в лучшем случае - часы тренировок, проведённые в отработке приёмов на груше, в худшем - нечто провозглашающее закон силы, как в низкопробных американских боевиках.

Действительно трудно переоценить значение физической подготовки в восточных единоборствах, но особенно важное место занимает подготовка психологическая и духовная. В настоящее время очень часто тренера обучающие различным видам единоборств ограничиваются техникой и общей физической подготовкой, забывая, что только развитие духа и сознания человека может привести его к определённым успехам. Если обратиться к мудрости великих мастеров боевых искусств, то все они говорят о первостепенной важности совершенствования человека именно в психологическом и духовном направлениях. Гитин Фунакоши - основатель стиля Шотокан утверждал, что "основной целью карате является не победа или поражение, а совершенствование характеров занимающихся", а Джуну Ри, 10 дан Таэквондо принадлежат такие слова: "Духовное начало - это фундамент в боевых искусствах Востока".

Важность психологического аспекта заключается, по-моему, в основном принципе единоборств - взаимосвязи концентрации и расслабления, если вы усвоили этот принцип, вы усвоили основу. Основу всех приёмов, потому что непосредственно перед приёмом спортсмен расслаблен, затем - мгновенная концентрация - наивысшее напряжение физических и духовных сил, и снова - расслабление для перехода к следующему приёму. Дисгармония в развитии физического и психологического начал препятствуют развитию мастерства в целом. Известно, что во время спарринга не надо думать о приёме или применяемой технике, а, отбросив все мысли, надо реагировать на действия противника и делать то, что надо в данный момент. Методов психотренинга в единоборствах очень много и подробно с ними можно ознакомиться в книгах Х. Нишияма, М. Накаяма, Р. Брауна и многих других мастеров. Возможно, кто-то возразит мне, что всё это не больше, чем теория, а на тренировке занимаются "практикой". В ответ могу описать обычную тренировку и её значение для сознания занимающихся.

Своеобразный психотренинг начинается ещё в раздевалке, когда спортсмен облачается в кимоно и уже мысленно настраивается, что следующие 2 (4) часа он посвятит карате, дзюдо или другому виду единоборств. При входе в зал (додзи) занимающийся должен поклониться тому месту, где он будет тренироваться и получать знания. Занятие начинается также с поклона основателю стиля (Фунакоши ни рэй), тренеру (сэнсей ни рэй) и друг другу (атэгани рэй). Затем медитация (макуссо) - ученики садятся в определённую позицию (сидза), закрывают глаза и расслабляются. Все эти действия направлены на соответствующий настрой на тренировку, ведь в противном случае человек занимается с лишними мыслями о своих проблемах - на работе, в университете, дома, в школе и т.д. Внимание в данном случае рассредоточено, занимающийся рассеян, невнимателен (думаю не стоит говорить о значении внимания в процессе обучения) и результата от тренировки не будет никакого. Поклон же - это выражение уважения и соответствующего отношения к залу, тренеру и партнёрам. Другими словами тренирующийся не только никогда не будет портить инвентарь или, например, рисовать на стенах зала, но и позаботится о чистоте помещения, где занимается. Люди, занимающиеся восточными единоборствами, обычно представляют собой довольно сплочённую команду, несмотря на то, что во время занятий они отрабатывают приёмы друг на друге.

И никто из них не пойдёт на улицу и, конечно, не будет применять полученные знания против невинного человека. Так гласит девиз английской Toyakway Karate association: "Я обязуюсь… никогда не использовать приёмы, которые я изучил, против человека, кроме самообороны, защиты семьи или друзей, в случае особой опасности или нападения, или в случае поддержки закона и порядка".

Наталья Кавказская

 

Хостинг от uCoz