Наша гостиная

Сегодня в гостях у нашей газеты кафедра психологии Курского государственного педагогического университета.

Кафедра была основана 22 февраля 1971 года. У истоков ее основания стояли профессора Ш. А. Френкель, Л. И. Уманский, и А.С.Чернышев, который и возглавляет ее в настояшее время.

В 1988 году при кафедре был открыт спецфакультет по подготовке практических психологов для системы образования, выпускники которого составили основу психологической службы в образовательных учреждениях города Курска и области.

Сложилась традиция делового сотрудничества с органами образования, совместными усилиями заложены основы психологической службы в регионе, созданы психологические Центры: "Гармония" в Курске, в Железногорске - Центр реабилитации, областная психолого-педагогическая консультация.

Длительное время идет совместная плодотворная работа по формированию организаторских способностей детей в региональном Центре "Комсорг", ныне - "Лидер".Оказывается непосредственная практическая психологическая помощь кафедры оказывается населению по направлениям:

- коррекция речи

- психологическая разгрузка

- консультирование

- помощь семье

- психодиагностика.

Кафедра тесно сотрудничает с Институтом психологии Российской Академии Наук, с психологами Киевского университета и НИИ психологии Украины, с курскими вузами.

В нашей газете мы планируем работать с сотрудниками кафедры, отвечать на ваши вопросы и пытаться совместно решать ваши проблемы.

Далее мы прелагаем вашему вниманию материалы, разработанные на этой кафедре.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

(методические рекомендации для учителей,

ведущих психологическую службу в школе).

Составители: Крикунов А. С., Корнев А. В.

Под редакцией Чернышева А. С.

Это пособие предназначается для развития самосовершенствования учащихся и студентов. В нем использован принцип опосредования психической регуляции организацией реальных практических действий, которые в результате тренировки превращаются в инструмент управления психичес-кими функциями. В условиях ускорения научно-технического прогресса, усложнения социальных условий жизни, возник-новения напряженных ситуаций во взаимоотношениях, дефицита общения человек может использовать рациональные приемы психотерапевтического эффекта на основе психотех-нических игр и упражнений. Несмотря на то, что собранные здесь игры и упражнения лишены указания 'на конкретную деятельность - учебу, труд и т. д., с их помощью реализует-ся ее содержательный аспект: поведение учащихся или студентов преобразуется и совершенствуется в желательном направлении. В практике учебно-воспитательной работы встречаются случаи, когда воздействие на учащихся произ-водится с использованием арсенала ограничений, запретов, созданием ситуаций тягостного переживания. Считается, что такими мерами учитель приведет учащегося к поведению, под которым обычно понимают безропотное послушание. Психотехника, наоборот, открывает простор для организации самоконтроля в решении жизненных и учебно-воспитательных задач. Она помогает использовать внутренние резервы чело-века, и выступает как инструмент корректировки поведения с целью обеспечения его надежности в стандартных и нестан-дартных ситуациях.

Применяемые психотренировочные игры и упражнения выступают для учителя и как объект педагогической техники. Ведь психика это не предмет манипуляции учителя. В сво-ем проявлении она требует соучастия учителя и ученика. Психотехнические приемы позволяют осуществить первона-чальное "прикосновение" к психике, не исключая самобыт-ности его личности. Занимаясь психотренингом, учитель в повседневную учебно-воспитательную работу вводит и управление своим поведением, до некоторой степени рационализируют его.

Вторым основанием в пользу применения групповых и индивидуальных психотехнических игр и ситуаций является оснащение ими психологической службы в школе, где возни-кает необходимость не только слежения за действиями уча-щихся, но и коррекция их поведения. Мы предлагаем пор-тативные приемы изменения поведения в "лучшую сторону". С помощью самосовершенствования легко осуществляется связь учителя (воспитателя) с учащимися, оптимизируется внутри и межгрупповое взаимодействие детей. В итоге повы-шается профессиональная психологическая компетенция" учителя.

В этом методическом пособии собраны достаточно рас-пространенные доступные игры и тренировочные упражнения, прошедшие проверку во многих коллективах учащихся. Они легко осуществимы, портативны, не требуют значительных психологических затрат. Никакой мистики в их .использовании нет, нужна только настойчивость и психологический настрой на успех и пользу этих упражнений и игр. В результате их применения совершенствуется общая культура личности, внедряются в жизнь элементы психогигиены.

"Заблудившийся рассказчик"

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, а затем на третью, стремится как можно лучше "запутать" свое повествование- Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на .кого упал выбор, должен "распутать" разговор, то есть кратко пройти по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим теме. Затем сам "запутывает" разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Обычно после непродолжительного пробуксовывания игра набирает темп и проходит оживленно, весело. Однако за развлекательностью упражнения участники не должны упускать главное: работу над своим вниманием. После того, как будут усвоены все тонкости игры и налажены все необходимые взаимодействия между участниками, длину ассоциативных рядов при "запутывании" следует постоянно наращивать. Чем длиннее ряд, тем более напряженной работы памяти и внимания требует от следящих за рассказом, тем эффективнее психическая тренировка.

Для того, чтобы суметь в нужный момент повернуть вспять поток ассоциаций запутывающего, остальным участникам иногда бывает необходимо удерживать в уме всю траекторию поворотов его мыслей не в их последовательности, а одновременно. Это может быть достигнуто разными способами. Одни научатся воспринимать рассказ через призму образов и "сплющивать" затем его последовательное развитие на одной наглядной картинке, другие прибегнут к схемам, третьи придумают что-нибудь еще. В любом случае для успешной работы в режиме "распутывания" трудно миновать такой важный момент самонаблюдения, как умение выйти из потока образов и мыслей и. взглянуть на него "со стороны".

Психотехническая игра "Заблудившийся рассказчик" является одним из способов выработки внутреннего контроля. В ходе тренировок функция отслеживания ассоциативной цепочки и удержания в памяти всех ее звеньев разом становится все более естественной и привычной. Регулярно практикующие эту игру обнаружат, что и за пределами психотехнических занятий они легко могут каким-то образом настраивать себя, включать контроль и цепко удерживать в уме нить разговора, последовательность событий или ход собственных размышлений. В сознании ученика формируется как бы внутренний наблюдатель, способный следить за течением его мыслей или действий и мгновенно обнаруживать все отклонения от намеченного пути, все отвлечения и ассоциативные перескоки.

Развитие внутреннего контроля хорошо прослеживается и на уровне внешнего поведения: учащийся становится более аккуратным и собранным, меньше отвлекается, внимательно следит за правильностью выполнения действий .и дольше помнит учебный материал.

Практика запутывания" также очень полезна для играющих, так как она ПОМОГАЕТ им овладеть искусством импровизации

Игра "Заблудившийся рассказчик" затрагивает не только внимание, но и межличностные отношения членов психотехнической группы. Запутывающий должен непрерывно говорить, и при этом он все время трансформирует тему своего повествования. Утратив привычный логический каркас, мысль участника свободно перемещается во всех направлениях и часто выносит образы из, самых глубин его внутреннего мира. Вместе с тем, темп игры обычно не оставляет времени для того, чтобы отбирать и просеивать приходящие в голову ассоциации; запутывающий либо доверчиво идет за ними, либо начинает спотыкаться и заметно выбивается из общего ритма. Редкий участник позволит своим мыслям "звучать" до тех пор, пока не почувствует себя в доверительной атмосфере психологического комфорта и безопасности. Последнее обстоятельство превращает упражнение "Заблудившийся рассказчик" в своеобразное психодиагностическое средство. Этим средством может воспользоваться учитель или школьный психолог, которому приходится в своей работе учитывать личностные особенности учащихся и 'искать пути улучшения психологического климата в группе.

Если у кого-либо из участников не идет "запутывание" или ассоциативные цепочки получаются слишком короткими, над этим стоит задуматься. Обычно затруднения такого рода - симптом психологической зажатости, причины которой могут, например, корениться в напряженных отношениях с кем-либо из товарищей по игре. Обида, зависть, след недавней ссоры?.. А может быть, просто излишняя застенчивость? Посредством такого рода игр назревающий между учащимися конфликт может быть выявлен задолго до того, как станет острым и разрушительным.

Игра "Заблудившийся рассказчик" обладает еще одним интересным свойством. Следуя за течением случайных мыслей, запутывающий совершает путешествие по закоулкам собственной памяти. Довольно скоро он набредает на самые свои острые, волнующие проблемы. Обычно вблизи таких "горячих точек" гладкое течение ассоциаций нарушается. Появляются паузы и заминки в рассказе, меняются интонации и темп речи. Даже если говорящий пытается намеренно увести повествование в сторону, он вновь, будто намагниченный, возвращается к "опасным местам". Если у учителя возникает необходимость заглянуть во внутренний мир своего ученика, а откровенный разговор с ним по каким-то причинам невозможен, он может воспользоваться этой игрой как "психическим рентгеном".

10. "Инфракрасные лучи"

В достаточно тихом помещении, подогрев предварительно. утюг, ведущий говорит "Ваши руки способны ощущать тепловое инфракрасное излучение. Попробуйте почувствовать тепло этого утюга на расстоянии (Проносит утюг перед участниками, давая каждому убедиться, что это возможно). У всех получилось? А теперь попытайтесь почувствовать тепло собственных рук. (Показывает, что кисти рук нужно расположить вертикально, ладонями друг к другу и параллельно, на минимальном расстоянии) Выходит? Теперь ваша задача - найти самое большое расстояние, на котором вы будете ощущать это тепло (Показывает, как сближаются и расходятся ладони) Ясно? Работайте самостоятельно (Проходят 2-4 минуты). Есть вопросы? Теперь попробуйте проделать это в парах (5-6 минут, во время которых позволяется обмениваться впечатлениями) Теперь расскажем, что получилось"

Известно, что при расслаблении и успокоении слабые сигналы с большей легкостью достигают сознания, неслышный днем будильник ночью гремит громче трактора. Поэтому задачи на обострение чувствительности подталкивают обычно к мягкому стилю концентрации.

12. "Лабиринт"

Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд "заводит" своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему "ведомому". Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, "Прямо!". Далее в зависимости от формы лабиринта, следуют команды "Направо!" или "Налево!", после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, "ведомый" должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух, сообщая обо всех своих перемещениях (используя те же самые три команды). В это время "заводящий" по своей схеме контролирует путь партнера. Если "ведомый" справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт с большим количеством поворотов и так далее

В некоторых случаях с "Лабиринтом" лучше работать не парами, а всей группой. При этом часть сидящих в кругу участников будет заводить в лабиринт, а другая часть - выводить из лабиринта. В таком варианте каждому из участников достанется лишь часть пути.

Оценки: 6-8 колен - "удовлетворительно"

9-12 колен - "хорошо"

свыше 12 - "отлично"

13. "Термометр"

Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке. По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнеров.

Как правило, участники, в достаточной мере овладевшие основами аутогенной тренировки, успешно справляются с этим заданием. Более уверенно и легко происходит отгадывание при нагревании правой руки (у правшей). Первое правильное угадывание обычно действует на игроков ошеломляюще и подстегивает их интерес к дальнейшему практическому изучению приемов саморегуляции В группе более опытных участников могут использоваться усложненные варианты упражнений: определение "более тяжелой" или "пульсирующей" руки.

При обучении релаксации большую роль играет способность человека чувствовать различные части своего тела. Известно, например, что глубокое расслабление может быть вызвано уже самой концентрацией внимания на соответствующей труппе мышц. Познакомиться с этим фактом на практике участникам поможет следующее упражнение.

14. "Пульс"

Группа удобно рассаживается в креслах. Ведущий предлагает всем участникам сосредоточить свое внимание на определенной части тела (например, на кисти правой руки) и постараться ощутить в ней толчки своего пульса. Как только это удалось, каждый начинает вслух подсчитывать удары. Каждые 2-3 минуты ведущий подает команды, "перемещающие" источник пульсации из одной части тела в другую. Например: "Левая кисть - правая стопа - лицо - солнечное сплетение".

Это упражнение напоминает описанное в предыдущей главе упражнение "Фокусировка". Его цель - научить участников тонко ощущать свое тело и свободно перемещать внимание из одной его части в другую. Но в данном случае, поскольку частота пульса у всех разная и при счете вслух играющие отвлекают друг друга, тренировка происходит в условиях интенсивных слуховых помех. "Помехоустойчивость" на занятиях аутогенной тренировкой - чрезвычайно ценное качество учащегося, так как оно помогает ему проводит релаксацию и самовнушение не только в тепличных условиях, но и в раздевалке, на уроке, в спортзале, в транспорте.

Нередко в ходе работы над упражнением участники сами обращают внимание на то, что наиболее "пульсирующая" часть тела всегда наиболее расслаблена. По мере продвижения участников в освоении приемов релаксации ведущий может предлагать им переходить к концентрации на все более трудных для "моментального контакта" частях тела (кончик носа, пальцы ног, строго определенные группы мышц и небольшие участки поверхности кожи)

Один из важнейших секретов управления своим телом заключается в том, что оно не любит прямолинейности, грубого нажима. За счет одного только желания или усилия воли очень трудно, например, ускорить частоту сокращения своего сердца или сразу же выделить большое количество слюны. Однако при воспоминании о какой-либо острой ситуации из недавно пережитых, будь то предстартовое волнение, или особенно напряженный момент в ходе борьбы, или бурные объяснения с кем-то из близких, пульс учащается сам по себе (да еще как!) А яркое представление о разрезанном, истекающем соком лимоне тут же вызывает обильное слюноотделение. Оказывается, в обращении с самим собой нужны своя дипломатия и свой особый язык - язык образов. Там, где не достигает цели волевой самоприказ, более действенным оказываются воображаемые яркие картины. И овладение различными техниками саморегуляции во многих случаях будет успешно лишь в той мере, в какой у человека развито воображение.

15. "Антивремя"

Каждому участнику предлагается тема для небольшого рассказа, например, "Театр", "Магазин", "Путешествие за город" Получивший тему, должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события "задом наперед" - как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

Игра может послужить прекрасной тренировкой для развития зрительного воображения Ведь для того, чтобы заставить события течь вспять, необходимо очень детально и отчетливо представить себе их естественный ход. По тому, насколько успешно участник справляется с заданием, можно судить о степени развития у него этого качества.

Игра довольно необычна и у неподготовленных участников, особенно если это взрослые люди, легко может вызвать настороженность и протест. Поэтому рекомендуется проводить ее с людьми, которые уже имеют опыт групповых психотехнических занятий и в достаточной мере заинтересованы в работе.

16. "Телепатия"

Группа разбивается на пары. В каждой паре участники садятся лицом друг к другу. Одному из них отводится роль "передающего", другому - "принимающего". Ведущий объясняет, что "передающий" должен как можно лучше сосредоточиться на каком-либо образе и усилием воли внушить его "принимающему" Задача "принимающего" - проникнуть в то, на чем сосредоточено внимание его партнера.

Можно организовать игру так, чтобы один и тот же образ вся группа "передавала" одному из участников, - это вносит оживление в работу, делает ее более интересной.

При организации игры ведущий должен дать понять группе, что он вполне серьезно относите" к предложенному эксперименту и ожидает положительных результатов. Это поможет участникам преодолеть возможное скептическое отношение к подобного рода занятиям и настроиться на серьезную работу. Конечно, дело тут не в телепатии - ее может и не быть в природе. Однако, необходимость создания ярко воображаемой картины не только для себя, но и для партнера - дополнительный стимул, заставляющий "передающего" предельно мобилизовать силы своего воображения.

17. "Клешня"

В основу этого упражнения положен принцип работы игрового автомата, пользующегося большой популярностью даже среди взрослых. Группа разбивается на пары. Один из участников закрывает глаза и складывает руку в "клешню" из двух, трех, четырех или пяти захватывающих пальцев. Другой кладет на стул один или несколько предметов. Его задача - с помощью "клешни", послушно выполняющей все его указания, захватить предмет и переложить его на другой стул. "Клешня" устроена так, что может перемещаться во всех направлениях, сохраняя ориентацию перпендикулярно к поверхности стула, а также сводить и разводить пальцы.

Для того, чтобы придать этому упражнению соревновательный характер, целесообразно ограничить время его исполнения. Еще более острая и динамичная форма проведения игры - это конкурентная борьба двух пар, каждая из которых перетаскивает с помощью "клешни" предметы со стула соперников на свой стул до тех пор, пока все они не окажутся сосредоточенными на одном стуле.

В простейшем варианте игры обладателю "клешни" отводится роль не заинтересованного в исходе задания "робота", способного лишь к механическому выполнению команд своего оператора ("От себя!" - "На себя!", "Влево!" - "Вправо!", "Вверх!" - "Вниз!", "Захватить!" - "Разжать!", "Стоп!"). При таком распределении обязанностей упражнение "работает" преимущественно на "оператора": именно у него мобилизуется способность к чувствованию, так как для успешного проведения нужных манипуляций он должен ощущать "клешню" почти как свою собственную руку.

Более сложный вариант: "оператор" кладет свою ладонь на плечо, руку или голову своего партнера и пытается управлять "клешней" на языке надавливаний, сжатий, поглаживаний и прочее. Само собой разумеется, что партнеры не должны заранее договариваться между собой о том, как следует понимать то или иное прикосновение. Эта модификация упражнения предполагает обоюдное стремление игроков к двигательному взаимопониманию. Успех в каждой паре во многом зависит от характера взаимоотношений и эмоционального контакта между играющими.

19. "Зеркало"

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого - в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отображением". В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движения и их темп.

В ходе игры участники, работающие за "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли "отражения" и "оригинала", ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.

Это упражнение - очень хорошее средство развития психологического контакта. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами. В ходе взаимодействия люди стремятся узнать как можно больше о своем будущем конкуренте (партнере), его сильных и слабых сторонах" его психологических особенностях. Способность к перевоплощении к "вчувствованию" в другого человека может стать незаменимым психологическим оружием в руках обучающихся.

МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩЕЙ ТРЕНИРОВКИ

(по Г. Ш. ГАБДРЕЕВОЙ) (6) Релаксация руки

Для "правшей" проводить занятия с правой рукой, "левшам" - соответственно с левой. Расположитесь как можно удобнее в кресле или на стуле. Можно выполнять упражнение лежа в постели перед сном.

Сконцентрируйте все свое внимание на руке. В Леви, например, предлагает представить себе, что все тело погружено в темноту и лишь рука выхвачена из темноты. Дышите ровно, спокойно.

Во время вдоха мысленно произнесите: "Моя рука..." и попытайтесь "прислушаться" к мышцам руки. Сделайте при этом небольшую задержку дыхания. Затем на выдохе, стараясь осмыслить по слогам "расслабляется...". Чем ярче образ расслабленной руки, тем больше будет ощущение нарастающей тяжести в руке. Можно представить руку, как. "плеть", "кисель", "желе" или еще каким-либо образом.

Появляющееся ощущение тяжести необходимо поддержать следующей формулой: "Моя рука на-чи-на-ет " - на вдохе, и - "тяжелеть. Тя-же-ле-ет. Тяжелая" - на выдохе.

"Моя рука.. точно наливается свинцовой тяжестью!"

"Моя рука. тяжелая!"

"Не-под-виж-ная."

После того, как возникает хотя бы небольшое ощущение тяжести, можно переходить к упражнению по внушению тепла в руке Формулы произносятся в следующей последовательности:

"Моя рука начинает теплеть. Теплеет. Теплая.

Моя рука теплая... очень теплая!

Го-ря-ча-я!

Кисть руки излучает тепло!"

На занятиях преподаватель должен помогать занимающимся создавать необходимые образы с помощью дополнительных формул, количество и содержание которых зависит от конкретной ситуации. Завершается этап расслабления следующей формулой:

"Моя рука полностью расслаблена, тяжелая, теплая, неподвижная".

Если упражнение выполняется перед сном, то концентрация внимания на ощущениях руки обычно приводит к переходу занятия в обычный сон. Если же занятие проходит во время перерыва, то после 1-2 минут концентрации внимания следует перейти к мобилизующим формулам. Эти, формулы направлены на повышение тонуса симпатической нервной системы, активизацию деятельности организма, создание положительных эмоций, которые проявляются в ощущениях прилива сил, уверенности в себе, вдохновения. С помощью формул самомобилизации снимается вялость и расслабленность, которые возникли в результате релаксации.

Повышение тонуса симпатической нервной системы сопровождается такими явлениями, как учащенное сердцебиение, углубленное дыхание, обострение слуха и зрения. Одновременно возникают ощущая озноба, легкой дрожи, похолодания конечностей, наблюдается появление "гусиной кожи". Поэтому формулы самобилизации содержат перечень этих симптомов. Мысленное проговариваия мобилизующих формул должно проходить чуть быстрее, чем расслабляющих. Однако торопиться не следует. Необходимо прочувствовать каждую фразу и каждое ощущение.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И

СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Проблемы семьи и семенного воспитания на современном этапе развития общества приобретают важное значение. С распадом детских школьных организаций, коммерциализацией внешкольных учреждении, воспитательное воздействие школы и некоторых других агентов социализации ребенка уменьшилось. В то же время - наметилась тенденция переноса воспитательных усилий на семью, которая призвана сформировать азбуку воспитания. Но необходимо правильно оценивать возможности семьи В силу множества причин (занятость на нескольких работах, неполные семьи, отсутствие понимания между родителями и детьми и многие другие) сегодня семья не готова взять на себя ответственность за гражданско-правовую, коммуникативную, трудовую и, наконец, нравствен-ную сформированность, "зрелость" своих детей. Образовавшийся воспитательный вакуум заполняют улица, средства массовой информации, которые, в силу своей тенденциозности и предвзятости, вряд ли могут претендовать на объективность, заботу о духовности молодежи. Пользуясь политической незрелостью большинства подростков и старших школьников, они искажают и без того несформированное гражданское самосознание, тем самым приучая детей к двойным стандартам как к норме.

Все чаще взрослые сталкиваются с негативизмом, дезадаптацией подрастающего поколения, что проявляется в криминализации, наркотизации наиболее конформной его части. У другой части юношей и девушек наблюдается деперсонализация еще не вполне сформированной личности. Это является причиной апатии, бездействия, непротивления гиперопеки со стороны родителей. Налицо отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, что собственно не является открытием реалий современной жизни, так как это в той или иной степени существовало всегда. Но в силу перечисленных выше отрицательных тенденций, которым подвержена современная молодежь, отсутствие нормальных внутрисемейных отношений чревато массой тяжелых (психических, социальных, экономический последствий).

Для полноценного решения проблем, вызванных данной ситуацией, необходима централизованная и долговременная помощь государства. На данный момент семье необходима помощь, и она должна, на наш взгляд, прийти именно из школы с ее нереализованными возможностями в области воспитания. Только взаимодействие этих двух институтов воспитания может успешно решать проблемы формирования молодежи.

Учитывая поставленные проблемы семейного воспитания следует установить проч-ные взаимоотношения семьи и школы, основанные на принципе взаимопомощи.

В качестве исходной модели, в той или иной степени раскрывающей этот принцип, необходимо рассматривать деятельность педагогов и родителей по следующим направлениям.

1. Взаимодействие учителей с родителями старших школьников, осуществляемое на принципах открытости и взаимопомощи (открытость реализуется через включение родителей в учебно-воспитательный процесс школы). Предполагается посещение родителями уроков и внеклассных мероприятий, проведение деловых, организационно-деятельностных игр по ориентации старшеклассников на будущую профессию.

2. Принцип взаимопомощи претворяется в жизнь посредством организации психолого-педагогического просвещения родителей (психологический всеобуч, вечера вопросов и ответов, тематические родительские собрания по проблемам воспитания, психологическое консультирование родителей и детей.

3 Одним из главных направлений взаимопомощи, должно стать совместное проведение воспитательных мероприятий с участием родителей и учащихся, что поможет им увидеть друг друга в новом свете, лучше понять себя и окружающих.

Данная модель не претендует на законченность и какую-либо универсальность, но она поможет интегрировать воспитательные силы школы и семьи как основных институтов социализации подрастающего поколения.

Поздняков А. В.

Хостинг от uCoz